Построение и ведение бизнеса в Китае

Поднебесная. Какой мы ее знаем и как себе представляем? С одной стороны, это бескрайние рисовые поля, а с другой — мощная экономическая держава с огромной производственной базой, которой пользуется весь мир. Китай — первая в мире страна по численности населения и третья по площади своей территории. Она обладает богатейшей культурой и историей.

В Поднебесной впервые были изобретены бумага, порох, печатная машинка, механические часы, мороженое, компас, воздушный змей и мн. др. Историки утверждают, что Китай — родина футбола и что китайцы гоняли мяч по полю еще в 1000-х годах до н. э. Бои сверчков — одно из самых популярных развлечений. Многие дети содержат этих насекомых в качестве домашних питомцев. Гигантские панды проживали на территории страны еще около двух-трех миллионов лет назад. Первые китайские императоры держали панд, чтобы отогнать злых духов и стихийные бедствия. Первые воздушные змеи были придуманы и использовались никак не для развлечения, а исключительно в военных целях, чтобы запугать и деморализовать противника. Еще много интересных открытий было сделано в Китае.


Культура бизнеса в Китае своеобразна. Необходимо ее знать и ей следовать: начиная с правильного приветствия и умения принять визитную карточку и заканчивая участием в переговорах при чайной церемонии. Качество товаров, производимых в Китае, разнообразно. Можно купить дешевую вещь, дурно пахнущую, неприятную на ощупь и непригодную к использованию. Но и цена при этом будет копеечной. Однако есть другие примеры. Ни для кого не секрет, что некоторые крупнейшие мировые корпорации собирают свою продукцию на заводах Китая. В частности, компании Apple и Samsung размещают заказы на заводе Foxconn неподалеку от города Шэньчжэнь.

Китайцы рационально подходят к организации фабрик и заводов. Они стараются сосредотачивать производственные мощности вблизи основных ресурсов или других производств, изделия которых участвуют в производственном процессе. Тем самым они уменьшают временные затраты и транспортные издержки. Многие из тех, кто задумывается о работе с китайскими производителями, задают мне одни и те же вопросы. Самый распространенный: что стоит везти из Китая? Везти можно почти всё, за исключением природных ресурсов, которые добываются в России. Но нужно четко понимать, что Китай не единственная страна, где производятся товары, и далеко не всё тут дешевле и лучше, чем в других государствах. Главное — не что привезти, а кому вы это продадите. Нужно исходить
из потребностей, найти или сформировать спрос, а затем уже пытаться его удовлетворить за счет китайских товаров.

Для поиска товара и поставщика существуют различные способы, среди которых самый доступный — Интернет. В Сети вы сможете найти огромное количество китайских англоязычных ресурсов. Такие торговые площадки, как Alibaba, Made-in-China и мн. др., помогают искать информацию о товарах сторонних поставщиков. Отмечу и организаторов международных выставок Globalsources, HKTDC и др., где имеется информация о компаниях, принимавших участие в тех или иных выставках. Это дает большие гарантии того, что фирма, которую вы найдете, не «однодневка», поскольку участники проходят проверку и платят немалые деньги за участие.

Если вы решили посетить страну, то стоит обратить внимание на рынки и выставки. Самый крупный рынок Азии — город-рынок Иу (Yiwu) — крупнейший оптовый торговый центр Китая. Он расположен на юго-востоке страны. Здесь сосредоточено несколько десятков тысяч торговых точек по оптовой продаже товаров различного назначения. Тут можно увидеть и приобрести товары со всей страны. На юге, в провинции Гуандун, расположены такие города, как Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Тут есть большие рынки электроники, часов, одежды, обуви, сумок и т. д.

Очень популярна Кантонская ярмарка, которая проходит два раза в год (весной и осенью) и включает в себя три сессии по четыре дня каждая, с трехдневными перерывами для смены экспозиций. Она привлекает миллионы покупателей со всего мира. Но нужно понимать, что эта ярмарка универсальна, ее можно сравнить с походом в супермаркет. Если же вас интересует какое-то конкретное направление, то ваш путь — на специализированные выставки, коих в Китае, Гонконге и на Тайване проводится великое множество. Информацию о них достаточно легко найти в Интернете.

К выбору поставщика необходимо подойти тщательно. Нашим клиентам я всегда рекомендую самостоятельно посетить будущего партнера. Если это производственная компания, то совершить экскурсию на само производство и увидеть своими глазами мощности предприятия, персонал, узнать, какова площадь всего производства, какое оборудование используется, имеются ли складские запасы и в каком размере, есть ли отдел проверки качества и т. д. При более близком знакомстве с поставщиком стоит обратить внимание на наличие и достоверность регистрационных данных компании и банковской информации. Также следует проверить наличие всех необходимых сертификатов на выпускаемую продукцию.

Поездка в Китай имеет экономический смысл, если вы планируете вести бизнес всерьез и надолго и делать закупки товара на суммы от нескольких сотен тысяч рублей регулярно.

Если вы собрались в поездку, то будьте готовы, что столкнетесь с повсеместным незнанием английского языка. Вам придется постоянно играть в международную игру в ассоциации, так называемый «крокодил». Даже в крупных гостиницах далеко не все говорят на английском. Поэтому если вы желаете путешествовать с комфортом, берите себе гида-переводчика или договаривайтесь с потенциальными партнерами заранее, чтобы начиная с аэропорта они помогали решать все насущные бытовые вопросы. Также вам придется привыкать к китайской пище — или искать европейские заведения, фастфуд, но даже там вы можете столкнуться с особенностями китайской кухни.

Расчеты с поставщиками можно проводить различными способами: от мгновенных денежных переводов до оплаты на р/с компании, зарегистрированной в Гонконге, или наличными. Доставку груза и прохождение таможни стоит доверить брокерам (агентам), если речь не идет о крупных партиях от 20–30 контейнеров в месяц. Создание своего отдела ВЭД — дело не из простых и не из дешевых. Ситуация на таможне часто меняется, и вам потребуется сильный специалист, который будет стоить немало, поэтому процесс лучше отдать на аутсорсинг. Из способов доставки стоит выделить два основных: морскую и авиадоставку. Морская — самая дешевая и долгая. Груз в среднем приходит за 40–60 дней, но стоимость при этом колеблется
в пределах 1–4 у. е. / кг. В случае с авиадоставкой срок сокращается до 5–10 дней, стоимость же возрастает до 20–30 у. е. / кг. Также существуют гибридные варианты доставки: по морю и железной дороге, автотранспортом и т. д. Есть, кроме того, упрощенные схемы доставки и экспресс-доставка. В каждом отдельном случае хорош свой способ.

Если невозможно или нецелесообразно лично посещать поставщика, воспользуйтесь услугами агентов. Большое количество наших соотечественников проживают на территории Китая и владеют китайским языком. Также есть китайцы, весьма неплохо говорящие по-русски. Они подрабатывают как агенты, которые могут по вашему поручению приехать на фабрику и провести согласно предоставленному вами техническому заданию первоначальный аудит или проверить качество продукции. Помимо агентов-фрилансеров, со всеми вытекающими последствиями, успешно работает большое количество компаний, профессионально оказывающих весь комплекс услуг по работе с Китаем. Спектр услуг таких фирм весьма широк: от поиска товара и подбора поставщика до расчета с поставщиком и осуществления доставки оптимальным способом. Среди прочих имеются туристические услуги: чайные, мебельные и другие, в том числе индивидуальные, бизнес-туры. Во время такой поездки вам будут предоставлены гид-переводчик, автомобиль с водителем и другие необходимые и полезные «опции».

Об этой стране можно говорить бесконечно — и не переставать удивляться. Китай поражает своим величием и многообразием: сумасшедшим богатством и крайней нищетой, безупречными манерами поведения и грязью, рациональностью и тупостью. Но он манит и тянет к себе. Побывав однажды в Китае, я возвращаюсь туда снова и снова.

Сергей Алмазов
Генеральный партнер компании TransitPlus на территории России