Какое это прекрасное, сладкое и столь желанное слово для ушей молодого амбициозного человека. Все любят красивые истории о невероятно умном, чертовски сообразительном и просто талантливом парне, начавшем свой стартап из студенческой общаги или папиного гаража. Преодолевающий препятствия, словно герой Дж. Лондона, стремительно мчащийся к цели -построить цветущую компанию с газоном зеленее, чем у компании, основанной неделей раньше. Эти истории - непременная составляющая т.н. стартап-сообщества, в которое входят как сами стартаперы, так и просто любители почитать про их успехи. А на Олимпе сидят бывалые парни, продавшие свой бизнес или проведшие IPO, пишут книги и рассказывают, как они буквально вчера сидели в своей маленькой комнатушке университетского общежития. Есть истории и покруче, про стартапера, которому «предложили» $1 млрд. за его проект, а он послал их куда подальше. Романтизму сообщества стартаперов могут позавидовать и хипстеры, и снобы, читающие Ремарка, попивая «Jameson».
Истории успеха привлекают молодых и талантливых на этот путь. Далеко не каждый из них станет успешным, а реальность такова, что 4 из 5 терпит неудачу. Но, увы, TechCrunch не будет писать хвалебную статью о том, как гениально провалил свой стартап 20-летний парень, бросивший MIT ради проекта. Едва ли даже «Цукерберг Позвонит» напишет про это. Никто не будет об этом говорить, никто не будет цитировать фаундера-неудачника и записывать его слова в Evernote. Несмотря на статистику провалов, только небольшое количество начинающих интересуется их причинами. Мы взяли на себя смелость провести небольшой анализ этих причин.
Взяв за основу период с момента формулировки идеи до IPO, продажи или провала, условно жизнь стартапа можно разделить на 3 этапа:
Нам нужна идея или Такого еще никто не делал
Период формулировки идеи, концепции, а также реализация в виде прототипа, или бета версии продукта.
Это самое начало, и именно в этот период появляется возможность совершить фатальную ошибку. Выбор идеи здесь играет основную роль, определяя положение проекта между двумя крайностями: «уставшая идея» и «оригинальная идея». В рамках современной стартап-парадигмы нельзя сказать, что одно лучше другого - и первая, и вторая идеи имеют одинаковые шансы на провал.
К «уставшим» относятся идеи, основанные на концепции уже существующего и популярного проекта с одним или двумя отличиями, которые, как правило, не компенсируют инертности аудитории, связанной с другим проектом. лучше другого - и первая, и вторая идеи имеют одинаковые шансы на провал. К «уставшим» относятся идеи, основанные на концепции уже существующего и популярного проекта с одним или двумя отличиями, которые, как правило, не компенсируют инертности аудитории, связанной с другим проектом. То есть, идея создать «еще один facebook», «еще один сайт знакомств», «еще один мессенджер» или twitter, но только для кошек, не самый лучший выбор. Однако, следует отметить, что оригинальная идея и даже ее полезность, не являются гарантией успеха. На сегодняшний день хороших, полезных идей с избытком, но их реализация оставляют желать лучшего.
Но бывает, что идея находится посередине. Это дает шанс и надежду, что именно такое сочетание «уставшей» и «оригинальной» идей будет принято аудиторией. Так как статья про провалы, примером можно взять известный российский проект Displair с голографическим дисплеем.
С одной стороны, идея кажется весьма оригинальной, ведь никто еще не делал такого. Буквально мечта каждого, гаджет прямиком из научной фантастики – вот что обещал воплотить в жизнь основатель Максим Каманин. Но если приглядеться, идея активно эксплуатируется в кинематографе, и потому, визуально воспринимается как нечто обыденное. Все это лишь усиливает негативный эффект от примитивности реализации, что является основной проблемой оригинальных и необычных идей. Однако это лишь одна из причин провала столь «перспективного» стартапа Displair.
Где достать деньги?
В современных условиях эта задача стала значительно проще, а в случае IT проекта – упростилась до неприличия. Существует огромное количество различных акселераторов и краундфандинговых площадок, где шанс получить инвестиции есть практически у любого, даже если идея проекта - нож без рукояти. Также стоит помнить и о венчурных фондах и частных инвесторах, желающих вложиться в стоящий проект. На данном этапе самой распространенной ошибкой является выбор инвестора. Одним из краеугольных камней успеха молодого стартапа является привлечение «умных денег».
Инвестиции с меньшей оценкой, но с экспертизой в сфере проекта, всегда лучше просто большой оценки. Однако, большинство выбирают цифру побольше, тем самым увеличивая шансы на провал.
Ребенок в лавке сладостей
Несложно догадаться, что проблема на этапе, следующем за получением инвестиций - это неразумная трата привлеченных средств. Прекрасным примером для этого является все та же компания Displair.
После первого появления прототипа, изготовленного из подручных средств в 2010 году на форуме Селигер и презентации президенту РФ Медведеву, Displair прошла большое количество конкурсов, акселераторов и различных грантов, а в 2012, уже как полноценный стартап, привлекла $3,5 млн инвестиций. С этого момента руководство компании забыло про экономию и необходимость выпуска образца для серийного производства. Решив не мелочиться, стартаперы открыли два офиса, несколько новых отделов, наняли десяток менеджеров с непомерно высокими окладами. Конечно же, долго это длиться не могло, и в начале января Каманин позвонил в офис Displair из Лас - Вегаса с выставки CES 2014 и сообщил о закрытии компании. Деньги закончились, а серийного образца как не было, так и нет.
И в заключении, призываем помнить, что нынешний спрос на стартапы- это очередной «пузырь», новый этап бума доткомов, которому суждено лопнуть. И когда это произойдет, мы обязательно напишем про это.
Комментариев нет:
Отправить комментарий