Вылетев из Петербурга ранним июльским утром, я, утомленный долгим ожиданием в аэропорту, быстро уснул на коленях своей очаровательной спутницы. По пути в город я осматривал местность: испанские suburbs и countryside. Подметил сразу, что испанцы – народ небогатый. Улицы чисты и аккуратны, на дорогах не увидишь мерседесы или порше. Люди передвигаются на «железных конях», в основном это мопеды и скутеры. Автомобили эконом-класса вроде Шкоды или Сеата спасают местных жителей от дорогих проездов в метро (как выразился арендодатель нашего временного жилища: “It is f-ing expensive, bro”). Сердце старой Барселоны представлено кварталами, состоящими из пяти- шестиэтажных домов, вроде тех, что показывают в фильмах про Париж. Практически весь город сохраняет эту закономерность: каменные джунгли хорошо видны с вершины холма в парке Гуэля. В отличие от небоскребов, такие дома в сочетании с узкими улочками Готического района не «давят» на восприятие. Иными словами, чувствуешь себя комфортно, путешествуя будто во временном лабиринте домов из позднего Средневековья. Можно сказать, Барселона – рай для любителей истории.
Если присмотреться, то такая архитектура неслучайна: абсолютно в каждом доме первый этаж — это бизнес-центр. Продуктовые лавки, рестораны, кофейни, забегаловки, пекарни и даже магазины, торгующие товаром покрупнее, вроде цифровой техники или холодильников, занимают первый уровень любого дома в центре города и за его пределами. Количество мелкого бизнеса поражает: создается ощущение, что большинство каталонцев имеют свое дело. Эта мысль подкрепляется еще и тем, что людей в костюмах, то есть офисных работников, почти нигде не видно. Предпринимательский дух несомненно отразился на менталитете и культуре людей. С одной стороны, народ Испании вежливый и готовый помочь, с другой стороны, элементы хард-селлинга, в лице настойчиво зазывающих в свое заведение владельцев общепита, также сильно видны. Разница в том, что в отличие от восточных народов, они не надоедают. Именно о барселонском предпринимательстве и следует рассказать поподробнее.
Во-первых, отношение к клиентам (customer service) радикально иное, чем в российских или даже во многих западных супер- и гипермаркетах. Несложно понять, почему лавочники и рестораторы так замечательно обхаживают своих клиентов: конкуренция просто безумная, цены из-за этого примерно везде одни и те же, и клиент имеет право уйти за покупками к соседу. Так как маржа низкая, владельцы магазинов, продающих пищевые продукты и FMCG, «выезжают» на объемах. Тут каждый покупатель идет в счет, учитывая, что плотность населения высокая, и покупки совершаются одними и теми же людьми практически ежедневно. Последний факт напрямую связан с отсутствием гипермаркетов и вообще big box retailers в центральной части города. Более того, супермаркеты считаются более дорогой альтернативой продуктовым лавкам и аптекам. Продажи постоянным клиентам составляют костяк доходов лавочника. Это особенно видно в специализированных заведениях, вроде мясных лавок, пекарен, магазинов деликатесов, винных магазинов и т.д., которых единицы на целый район. Очереди туда часто стоят ранним утром, и продавцы, они же и владельцы, с вниманием прислушиваются к желаниям своих покупателей. Перерывов на «обед» практически нигде нет, зато нередко можно увидеть стоящих за прилавком детей-подростков, помогающих своим родителям в семейном бизнесе. Этот симбиоз между продавцами и покупателями четко прослеживается и легко объясним: благосостояние или даже само существование семьи мелкого предпринимателя напрямую связано со взаимоотношениями между ним и его помощниками и клиентами. Стиль жизни и ежедневное настроение покупателей зависят от слаженной работы посещаемых ими магазинов и мест общепита. Установившийся за многие годы «режим» отношений между этими двумя группами людей привел к оптимизации цен на товары и услуги: очень часто разницы по цене между домашней едой и обедом в ресторанчике практически нет. Это хорошо видно из того, что ежедневно по вечерам улицы заполнены сидящими за столиками людьми. Во время крупных спортивных мероприятий, вроде ЧМ-2014 по футболу, бары и рестораны заполнены до отказа. И это совсем не потому, что играет родная сборная. Люди часто болеют за другие команды, смотря матчи на экранах мониторов, поставленных владельцами ресторанов и баров на улицу. Так люди проводят время с друзьями, ужинают и расслабляются, не думая о том, как потом делить гигантский счет за блюда и напитки (напитки вообще отдельная тема: на этих продуктах, создается впечатление, и строится вся EBITDA заведения, судя по сравнительно высоким ценам на них и предполагаемо низкой себестоимости). Словом, цены справедливые благодаря вышеперечисленным факторам: на покупателях не наживаются, а владельцы не голодают.
Во-вторых, из-за того, что в магазинах часто работает семья, родственники или друзья, количество персонала оптимизировано: людей работает не много и не мало. Издержки на труд из-за этого невелики. Более того, если предположить, что часто такого типа работники являются одновременно и владельцами бизнеса, то легко догадаться, почему отношение к клиенту, о котором говорилось ранее, настолько хорошее: персонал относится к работе с чувством собственности (как говорят в англоговорящих странах, to take ownership in work). Экономические мотивы заставляют отдельных работников работать в команде и следить за оптимальностью ежедневных операций. Такая модель персонала заботится сразу и об увеличении продаж, и о сокращении издержек. Говоря об эффекте на общество в целом, такие способы ведения бизнеса делают людей сплоченнее и радостнее. Таким образом, данная структура организации, продиктованная экономическими реалиями, оказывает позитивное влияние как на бизнес-атмосферу, так и на культуру в целом.
В-третьих, интересно то, что сторона улицы, как правило, заполнена однотипными лавками или магазинчиками. Это очень удобно для покупателей, которые могут сравнивать цены на продукты, не тратя на это лишнее время. Например, обе стороны одной улицы на всем ее протяжении украшены ресторанчиками и продуктовыми лавками. А на параллельной и перпендикулярной улице присутствуют в основном магазины сувениров или бутики. Часто это объяснимо тем, какая этническая группа проживает в данном районе. Индийцы, арабы и пакистанцы в основном промышляют бюджетным общепитом и продуктовыми магазинами мини-формата. Коренные испанцы или европейцы нередко держат более «продвинутые» магазины или специализированные лавочки вроде пекарен и деликатесов. Они же в основном
и владеют супермаркетами (т.е. тем, что покрупнее). В целом, эта особенность, связанная с расположением торговых точек, сильно упрощает походы за покупками, что делает покупателей более благосклонными к трате еще одного евро.
Несмотря на то, что я не изучал специально испанскую коммерцию, особенности ведения бизнеса в Барселоне буквально бросались в глаза. Я остался очень доволен своим приобретенным опытом и поездкой в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий