Инвестидеи: Procter & Gamble

THE PROCTER & GAMBLE COMPANY знакома людям во всех странах мира. Достаточно просто зайти в магазин и посмотреть на оборотную сторону упаковки таких продуктов как шампуни, мыло, подгузники, бритвы, моющие средства для дома и т.п. Удивительно, но компания, основанная свечником Уильямом Проктером и мыловаром Джеймсом Гэмблом в 1837-ом году и участвовавшая в снабжении северян во время Гражданской Войны в США двумя десятилетиями позже, ныне обслуживает почти 5 млрд. человек по всему миру с помощью подвластных ей 50-ю брендов, состоящих в числе четырех основных бизнесов: Global Beauty, Global Baby, Feminine and Family Care, Global Fabric and Home Care, Global Health and Grooming. Оборот за фискальный 2013-ый год достиг $83+ млрд., из которых почти $7 млрд. вернулись в карманы акционеров в виде дивидендов. Для сравенения, этих бы денег хватило, чтобы купить абсолютно всем ее клиентам по чашечке кофе из Макдональдса. P&G настолько укоренился в бытовой жизни людей по всему миру, что стал просто незаменимым, и поэтому никто в здравом уме не может ограничить деятельность этой компании без колоссального ущерба для населения. Бренд P&G настолько огромен, что сама компания делает все возможное, чтобы не популяризировать его, отдавая пальму первенства своим продуктам. В самом деле, если посмотреть топ-100 самых ценных брендов по версии Форбс, P&G там не найти, зато в списке есть как минимум Pampers и Gillette. Одним словом, P&G - это не просто бренд, это крупный коллекционер, имеющий очень большой карман и влияние на большую часть населения этой планеты.

Procter & Gamble платит дивиденды вот уже 70 лет (с 1944), ежегодно повышая их без перерыва вот уже 58-ой раз. В апреле этого года компания повысила его на 7% к предыдущему году до $2.57 за акцию при цене на нее примерно в $80. Показатель P/E равный ~20.4Х указывает на то, что эта голубая фишка не торгуется со скидкой, но и не является переоцененной, если сравнивать с конкуренцией. Об этом также говорит то, что на данный момент цена находится примерно посередине между 52-недельным минимумом ($73.61) и максимумом ($85.82). С другой стороны, финансовые показатели вроде рентабельности собственного капитала (ROE) и ежегодного роста продаж стабильны, что толкает руководство на меры, приводящие к сокращению издержек. Компания, в следствие своих размеров и колоссальных денежных притоков, попросту стала «дойной коровой», которая в прямом смысле не знает, куда девать деньги. Поэтому, кроме дивидендов, она уже несколько лет выкупает свои же акции с рынка, пытаясь компенсировать медленный рост продаж меньшим количеством акционеров, что позволяет держать чистую прибыль на акцию (EPS) в заданном диапазоне. Так, из почти $14 млрд. денежных потоков от операций (Cash Flow from Operations) почти $11 млрд. ушло на дивиденды и скупку собственных акций на рынке. В рамках глобальных денежных операций эта цифра превышает ВВП таких стран, как: Сьерра-Леоне, Барбадос, Монако, Сан-Марино (раз в 8) и т.п. Иными словами, если бы мир стоял на трех китах, как думали когда-то люди, Procter & Gamble являлся бы одним из них.

key selling points:

• P&G – один из крупнейших собирателей брендов в мире. Компания обслуживает больше половины населения Земли и имеет годовой оборот, превышающий ВВП известных европейскихстран.

• Дивиденды стабильно растут из года в год, хотя дивидендная доходность колеблется в определенных рамках. Таким образом, целью приобретения акций P&G служит получение непрерывного дохода от дивидендов и участие в постепенном повышении их ценности за счет
роста мирового ВВП.

• Ценностью P&G является низкая эластичность спроса на ее товары. Продукты этой компании вряд ли в ближайшем будущем потеряют свою ценность для населения Земли. P&G имеет возможность не просто предсказывать тренды в потреблении, но и сама их задает. Шансы, что
некая технология будет развиваться вне компетенции P&G и со временем может нанести сильный удар по ряду ее брендов, ничтожно малы. Более того, компания сама взращивает новые продукты и направления под своей крышей.

Риски:

• У P&G есть крупные конкуренты, вполне способные отобрать у нее несколько процентов на рынке. Основные соперники: Colgate-Palmolive, Kimberly-Clark, Clorox, Unilever и др. Несмотря на то, что P&G разбила свои операции всего на 4 категории, даже этого может быть много, чтобы успешно контролировать деятельность в каждом из них. Полсотни брендов под одной крышей также не упрощают эту задачу. Потеря лидерства приведет к дальнейшему снижению оборота, который и так на данный момент растет медленно, чуть превышая темпы инфляции в развитых странах.

• Геополитические риски в странах, где оперирует P&G, невелики на общем плане, однако, потерянный P&G процент рынка – это еще один процент, приобретенный конкурентом. Войны и эпидемии, возникающие в разных странах в разное время, не могут значительно ударить по успеху компании, но каждый потерянный день стоит денег акционерам.

• Proctor & Gamble – мировой гигант, с какой стороны на него не посмотреть. Однако, как говорил Герман Греф: «Нужно помнить уроки истории: неповоротливые империи рушатся». Успех P&G зависит от того, сможет ли нынешнее и будущее руководство повторить то, чего смогли достичь их предшественники. А на данный момент P&G представляет собой отличный бизнес, который можно частично приобрести по хорошей цене.

Комментариев нет: