16 марта в связи с решением евро-группы о введении налога на депозиты банковская система Кипра была заблокирована. Хотя первоначальный план на применение дифференцированного налога на вклады до 100 тыс. и свыше 100 тыс. евро был отвергнут Кипрским парламентом, однако уже к 25 марта со слов президента Анастасиадиса было заключено новое соглашение между Никосией и ЕС. Суть его в части судьбы депозитов заключается в том, что владельцы депозитов свыше 100 тыс. евро в Кипрском народном банке могут потерять более 40% своих капиталов, а клиенты Банка Кипра — до 30%. Что касается владельцев менее 100 тыс. евро, то их не коснется банковская реструктуризация — подобный размер депозитов в соответствии с законами ЕС застрахован государством.
Реализация этого сценария грозит поставить под удар всю современную ценностную систему Европы, одним из сакральных принципов которой является неприкосновенность частной собственности. Известно, что после крушения Традиционалистской парадигмы на Западе, основанной на теоцентризме, ей на смену пришли Новое время и новая парадигма, в своей ценностной части базировавшаяся на антропоцентризме, то есть место Бога было занято человеком. Человек был объявлен высшей ценностью, и, соответственно, вокруг этого принципа стали выстраиваться новая этика, мораль, эстетика, общественно-политическое устройство. Демократия, права человека, свобода слова, неприкосновенность частной собственности — это все продукты модели антропоцентризма.
Исторический опыт показывает, что природа ценностных парадигм заключается в том, что они не представляют собой простой набор отдельных изолированных друг от друга ценностей. Наоборот, это целостный ансамбль, где все ценности не только имеют тесную связь друг с другом, но более того — каждая ценность является онтологическим условием существования другой. В этой связи выбивание из парадигмы одного из ее ценностных компонентов приводит к разбалансированию всей системы с перспективой крушения.
В случае с Кипром мы видим пример того, как вся европейская ценностная модель, зародившаяся в Новое время, в эпоху Просвещения, находится на пороге вхождения в парадигматический кризис. Сегодня высказывается много версий, включая конспирологические, относительно причин, вызвавших принятие подобных мер для Кипра, а также возможных бенефициаров, но вместе с тем практически нет мнений о том, что изменение подхода к частным банковским вкладам может вполне логически укладываться в череду идущих мощных ценностных изменений на Западе. Среди них можно отметить, к примеру, процесс переоценки различных с традиционной точки зрения девиаций и придание им статуса конвенциональной нормы.
Вполне возможно, что и устоявшееся понимание частной собственности также претерпит изменение, поскольку напрямую привязано к классической антропоцентристской модели, которая сама становится объектом атаки со стороны постмодернистов, начисто отрицающих любые центризмы и выстраивающих мир на основе ризоматического нониерархического мышления. В этой связи, как знать, может быть, наблюдаемые сегодня события на Кипре, известном как родина Афродиты, могут вновь принести острову славу земли, где родилась новая Афродита — богиня пока еще непознанного, но неотвратимо приближающегося нового мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий